12.10.2010 00:00
Новости.
Просмотров всего: 8298; сегодня: 1.

Учиться для школы или для жизни?

В магнитогорском Дворце культуры металлургов имени С. Орджоникидзе прошел третий тур Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2010». «Круглый стол образовательных политиков» был посвящен вопросу: Для чего нужно учиться? Ведущая круглого стола Тина Канделаки каждому из пятерки победителей задавала вопросы: Ради чего нужно учиться в нашем информационном обществе? Чему надо учить? Как учить? Принял участие в дискуссии и Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко.

«На вчерашней встрече мы с вами очень интересно поговорили, - отметил глава Минобрнауки России. - Я услышал от вас много нового, задался некоторыми вопросами». Министр пожелал победы сильнейшему из конкурсантов, отметив, что среди участников царит прекрасная атмосфера. Есть, впрочем, и спортивная злость, но она накладывается на хорошие отношения между педагогами. «Желаю вам проявить свои спортивные качества, - подытожил Андрей Фурсенко. - Для меня вы все победители».

Сегодня ребята приходят в первый класс уже с определенным набором знаний, почерпнутым в сети Интернет. «Так ради чего вообще учиться в информационном обществе?» - задала первый вопрос участникам круглого стола Тина Канделаки.

Все, что нас окружает, — это информация. «Делает информацию знаниями то, что пропущено через необходимость, - уверен учитель русского языка и литературы из Вологодской области Вячеслав Вахрамеев. - В информационном пространстве должно брать то, что нужно уму и сердцу наших детей». Более того, он отметил, что учитель должен использовать во благо даже то, что на первый взгляд кажется злом. Например, новый пласт культуры — сетевой — породил явление хакерской поэзии. «Детям нравится!» - свидетельствует учитель.

«Я могу стараюсь научить на своих уроках тому, чтобы ребенок брал из информационного пространства только то, что именно ему важно и ценно, чтобы он умел оперировать этими вещами, - говорит Гульнара Сабитова, учитель русского языка и литературы из Челябинска. - Мы в качестве учителей можем помочь ребенку в формировании мировоззрения». Если у учителя это получитмся, то уже ни в каком информационном пространстве ребенок заблудиться не сможет. Значит, он всегда сможет отличить плохое от хорошего и знать, в каком направлении ему двигаться.

Преподаватель математики из Москвы Михаил Случ считает, что ребенок сейчас оказался в том мире, где ему открыто очень многое. «Мне кажется, что одна из задач школы, - научить ребенка коммуникации с этим миром, помочь ему сделать этот мир своим», - сказал он. Объемы окружающей информации растут, и в этом смысле огромный вопрос: как ребенку выбрать свое в этом мире. Михаил Случ считает, что в данном контексте неким провайдером может стать школа.

«Реальность — это галлюцинация, вызванная отсутствием интернета», - уверена учитель химии из Грозного Роза Халадова. По ее мнению, ребенок понимает, что никакая информация, которую он получит в интернете, не заменит ему душевного тепла учителя.

Андрей Гарифзянов, преподаватель биологии и химии из Тульской области, уверен, что роль школы и учителей — показать подходы в работе с информацией.

В этом контексте у ведущей круглого стола возник еще один вопрос: А что такое успех в сегодняшнем обществе?

Вячеслав Вахрамеев отметил, что успех каждый осознает по-своему: слава, деньги, положение. «Школа должна дать ребенку прожить как можно больше ролей — социальных, экономических, и этим помочь ему стать успешным, - уверен он. - То есть не готовить к жизни, а чтобы школа уже была жизнью».

Гульнара Сабитова считает, что если ребенок сможет найти тропу к пониманию себя и окружающего мира, то это успех. «Каждый из ребят особенный и по-своему понимает успех», - уточнила при этом она.

«Мое понятие слова успешность — это самодостаточность, - говорит Роза Халадова. - Человек должен найти свое место в жизни». Оно абсолютно не связано с борьбой. Человек должен найти свое место в жизни. Детей, по ее словам, необходимо ориентировать на то, что мы живем не для того, чтобы получить образование, а получаем образование для того, чтобы хорошо жить.

«Почему мы воспринимаем успех как достижение каких-то высот?», - риторически поинтересовался Андрей Гарифзянов. А ведь для кого-то знаком того, что он состоялся в жизни, является наличие детей и семьи.

«Кто должен учить детей бороться с невзгодами этого мира?», - задала вопрос Андрею Фурсенко Тина Канделаки.

Глава Минобрнауки России признался, что в жизни всегда исходил из того, что мир добрый. И поэтому никогда не собирался бороться. Понятно при этом, что иногда человеку приходится себя отстаивать, доказывать свою правоту и убеждения. «Школа должна учить ребят быть открытыми по отношению к миру, - сказал Андрей Фурсенко. - Я не сторонник непротивления, но считаю, что мы слишком увлеклись борьбой».

Как учить в современной школе современных детей, зависимых от интернета? На этот вопрос Вячеслав Вахрамеев отвечает: «Надо встать с ними на один уровень и ни в коем случае не врать, потому что дети очень хорошо понимают, когда им врут», - сказал педагог.

Интернет, по мнению Розы Халадовой, приносит для учащихся и учителей только пользу. «Потому что у учителя тоже есть возможность самореализоваться и увеличить свой объем знаний, - говорит она. - И естественно, если у нас ребенок идет впереди с Интернетом, то учитель со своей старой закалкой не может быть авторитетом для ребенка, хотя должен и обязан идти в ногу со временем и с ребенком».

«Учитель – это всегда шире, чем предмет, - считает Михаил Случ. - Должно быть у учителя что-то, что позволяет ученикам задавать вопросы, например, здравый смысл». Ееще одно свойство характера, которое, на взгляд Михаила Случа, очень важно для учителя, - это совесть.

“Родители сдают своих детей в школу,как в камеру хранения,на десять лет, чтобы потом получить что-то готовое, - говорит глава Минобрнауки России Андрей Фурсенко. - Такое ощущение, что школа должна все, а от родителей дети особо и не зависят». На самом деле, по мнению Министра, от родителей зависит самое главное. Школа помогает, но не стоит только ее делать ответственной за все, что происходит с ребенком.

Учителя должны дружить с детьми, уверена Роза Халадова. «Если учитель ограничивается только тем, что дает знания, готовит к ЕГЭ, то не получится атмосферы доверия, - говорит она. - Учитель должен спускаться на их уровень». Тогда между детьми и учителями будет сообщество.

Мы живем в мире, абсолютно многостороннем, шикарном и уникальном. «Показать, что конкретно нужно сделать, чтобы получить результат, мы не можем, - говорит Андрей Гарифзянов. - Но мы можем показать путь к результату». Поэтому учитель тянется за ребенком. По его мнению, спускаться на один уровень с учеником неправильно. Учитель не должен стоять или идти за учеником. Все-таки педагоги должны быть чуть-чуть впереди. Ведь главная задача любого учителя — передача социального опыта».

В заключение Андрей Фурсенко поблагодарил участников беседы. «Я очень надеюсь, что эта дискуссия продолжится, - сказал глава Минобрнауки. - И будет затрагивать все больше и больше учителей. И для того чтобы добиться успеха, и потому, что это очень интересная тема».

Всероссийский конкурс «Учитель года России» проводится с 1990 года. Учредители конкурса: Министерство образования и науки Российской Федерации, Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации, «Учительская газета». Основные мероприятия «Учителя года России – 2010» состоятся с 23 сентября по4октября 2010 года в Магнитогорске Челябинской области, церемония награждения абсолютного победителя – 5 октября 2010 года в Москве.

Пресс-центр организован Коммуникационным агентством АГТ

Магнитогорск Челябинской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.


Ньюсмейкер: Пресс-центр Года учителя — 81 публикация
Поделиться:

Интересно:

Россияне будут проводить новогодние каникулы в путешествиях по стране
26.12.2024 16:36 Аналитика
Россияне будут проводить новогодние каникулы в путешествиях по стране
По данным совместного исследования Минэкономразвития и сервиса онлайн-бронирования отелей и апартаментов Островок, на предстоящих новогодних каникулах россияне отдают предпочтение внутренним направлениям. Особой популярностью в этом году пользуются Юг и Северный Кавказ. При этом в период с 28...
Из жизни ассигнаций, или почему упразднили Ассигнационный банк
26.12.2024 15:31 Аналитика
Из жизни ассигнаций, или почему упразднили Ассигнационный банк
История развития банковского дела насчитывает несколько десятков столетий. Первые кредитные учреждения, которые заложили фундамент мировой банковской системы, появились еще до нашей эры — в Древнем Вавилоне, Древней Греции, Римской империи. В России подходящие для развития...
Как передали изображение Юрия Гагарина из космоса, рассказал ученый
26.12.2024 11:42 Аналитика
Как передали изображение Юрия Гагарина из космоса, рассказал ученый
Передача изображения Юрий Гагарина во время его космического полета стала первым шагом на пути создания космического телевидения. Но чтобы получить картинку из космоса, советским инженерам пришлось изрядно потрудиться. Как сообщает пресс-служба Новгородского государственного университета имени...
Саморазвитие в фокусе: что читали российские менеджеры в 2024 году?
26.12.2024 02:04 Аналитика
Саморазвитие в фокусе: что читали российские менеджеры в 2024 году?
Российские управленцы сегодня активно инвестируют в собственное образование и профессиональный рост. Корпоративная библиотека Alpina Digital помогает им быть в курсе трендов и получать знания от ведущих мировых экспертов. Ежегодно в декабре мы публикуем рейтинг материалов, которые были наиболее...
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
26.12.2024 00:04 Мероприятия
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
В декабре в бизнес-центре Государственного университета управления при поддержке АНО «Платформа Национальной технологической инициативы» прошел Демо-день акселерационной программы «Технологии здоровой жизни 2.0», в рамках которого участники представили свои проекты, в числе которых – мобильные...