07.06.2023 10:21
Новости.
Просмотров всего: 22403; сегодня: 1.

История основания города Краматорска Донецкой области

История основания города Краматорска Донецкой области

Считается, что город Краматорск развился из основанной в 1868 г. железнодорожной полустанции Краматоровская Курско-Харьково-Азовской железной дороги. Однако согласно данным археологов, люди здесь селились еще в глубокой древности. В XVII-XVIII вв. на этих землях проживали казаки Слободского казачьего войска, сюда бежали после подавления восстания Булавина крестьяне Белгородской и Воронежской губерний.

Постепенно казацкие старшины становились российскими помещиками и землевладельцами. Так, за усердную службу, хорунжий Степан Таранов в 1752 г. получил разрешение губернских властей поставить водяную мельницу на реке Дальняя Беленькая. Всего через год Таранов основал хутор на берегу реки Тор (в наше время – река Казенный Торец). Поселение, разросшееся до слободы и получившее название Белянское, стало основой будущего Краматорска. Потомки Таранова владели этими землями более ста лет.

Во время правления императрицы Екатерины II Слободское казачье войско упразднили. При императоре Павле I Белянская и окрестности вошли в состав Изюмского уезда Слободско-Украинской губернии, которую, в свою очередь, в 1835 г. преобразовали в Харьковскую губернию.

В середине 1860-х гг. император Александр II утвердил концессию на строительство железной дороги, намереваясь соединить Харьковскую губернию с центром России. Строительство новой магистрали обеспечило бы выход к Азовскому морю. 1 марта 1868 г. договоры на сооружение Курско-Харьковской и Харьково-Азовской железнодорожных линий заключили с коммерции советником С.С. Поляковым. К строительным работам приступили уже в мае 1868 г. В этом же году была основана полустанция «Краматоровская», а 6 июля 1869 г. началось правильное пассажирское и товарное движение на всем протяжении первого участка железной дороги от Курска до Харькова.

Спустя десять лет по инициативе известного мецената и железнодорожного строителя Саввы Мамонтова к полустанции примкнула ветка Донецкой Каменноугольной железной дороги, движение по которой открыли в декабре 1878 г. Полустанция Краматорская стала полноценным товарно-пассажирским узлом, станцией. Тогда же построили каменное здание вокзала, возвели дома для железнодорожников, водокачку, открыли почтовое отделение, аптеку, больницу, отделение банка, провели телеграфную и телефонную линии.

Первым промышленным предприятием на территории современного Краматорска считается кирпичный и алебастровый завод Эдгара Адельмана, где производили обыкновенный и огнеупорный кирпич, фасонные камни, известь и алебастр. В 1890 г. на предприятии уже работала паровая машина. Высокого качества красный кирпич завода Адельмана пользовался большим спросом. В конце XIX в. Э. Адельман продал свой завод, новый владелец переименовал его в «Краматорский огнеупорный завод В.В. Штерцера». К заводу была проложена узкоколейная железная дорога, построены новые кирпичные корпуса.

В конце XIX в. на землях, выкупленных у Белозеровых-Тарановых, открыли значительные месторождения железной руды. Для удовлетворения потребностей рудников и заводов Донецкого бассейна в конце XIX в немецкая фирма «В.Фицнер и К.Гампер» запустила механический и котельный заводы для производства чугуна, различного оборудования для железной дороги и работы на шахтах.

23 апреля 1899 г. был высочайше утвержден устав Краматорского металлургического общества, созданного «для приобретения, содержания и развития действий принадлежащих Обществу котельных и механических заводов «В. Фицнер и К. Гампер» механических заводов в Харьковской губернии, при станции Краматорской Курско-Харьковско-Севастопольской железной дороги, для добычи полезных ископаемых (за исключением драгоценных металлов), для устройства и эксплуатации механических, чугунолитейных, металлургических и горных заводов и для торговли предметами их производства». Собственностью Общества стали машиностроительный, литейный, чугуноплавильный, сталелитейный и прокатный заводы. Здесь производились железнодорожные конструкции, краны, подъемные машины, лебедки, компрессоры, насосы, сталелитейное и прокатное оборудование, паровые машины, паровозы, прессы, чугун разных сортов, сортовое и проволочное железо. Основной капитал Общества составлял 7 225 000 рублей. В 1917 г. численность рабочих только на заводах Краматорского металлургического общества составляла более 5 000 человек.

В Краматорской начало работу Акционерное общество цементных заводов «Гранулит», которому принадлежали предприятия по производству высокосортного цемента и кирпича. Также возникло «Акционерное общество портландцемента Константиновка», выкупившее один из участков земли Краматорского механического общества.

Население Краматорской в начале XX в. составляло более 12 тысяч человек. События первой русской революции не обошли стороной металлургические предприятия поселка. В конце 1905 г. начались забастовки, проводились демонстрации, но все антиправительственные выступления постепенно сошли на нет.

С началом Первой мировой войны заводы выполняли оборонные заказы. Выпускались снаряды, стволы полевых пушек, санитарные двуколки, ремонтировались паровозы, при этом продолжался выпуск шахтного оборудования. Все иностранные акционеры были обязаны продать свои акции и выйти из состава правлений. Из-за нехватки рабочих рук на заводах широко использовался женский труд.

Власть Советов пришла в Краматорскую без потрясений. Но в годы гражданской войны настали тяжелые времена. 27 апреля 1918 г. сюда вступили немецко-гайдамацкие войска, им на смену в ноябре 1918 г. пришел атаман Краснов с двумя полками. Красновцев 1 сентября 1919 г. заменили красные партизаны. Затем в июне 1919 г. ее заняли войска армии Деникина. Только к 1 декабря 1919 г. власть большевиков утвердилась окончательно, здесь началось становление важного промышленного центра молодой страны Советов. Строились новые заводы, расширялась инфраструктура, росло население. 20 июня 1932 г. Краматорск получил статус города.

В различных фондах Российского государственного исторического архива (РГИА) находится на хранении значительное число документов, освещающих жизнь Краматорска за период с момента основания и до 1917 г. По материалам РГИА можно воссоздать историю постройки железнодорожной станции, историю строительства и работы его предприятий.

Текст: Т.В. Богданова, Российский государственный исторический архив (РГИА).


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Внешний и внутренний вид центральной электрической станции на станции Краматорская. Начало XX в. РГИА
Внешний и внутренний вид центральной электрической станции на станции Краматорская. Начало XX в. РГИА

Внешний и внутренний вид центральной электрической станции на станции Краматорская. Начало XX в. РГИА
Внешний и внутренний вид центральной электрической станции на станции Краматорская. Начало XX в. РГИА

Внешний и внутренний вид центральной электрической станции на станции Краматорская. Начало XX в. РГИА
Внешний и внутренний вид центральной электрической станции на станции Краматорская. Начало XX в. РГИА

Внешний и внутренний вид центральной электрической станции на станции Краматорская. Начало XX в. РГИА
Внешний и внутренний вид центральной электрической станции на станции Краматорская. Начало XX в. РГИА

Внешний и внутренний вид центральной электрической станции на станции Краматорская. Начало XX в. РГИА
Внешний и внутренний вид центральной электрической станции на станции Краматорская. Начало XX в. РГИА

Внешний и внутренний вид центральной электрической станции на станции Краматорская. Начало XX в. РГИА
Внешний и внутренний вид центральной электрической станции на станции Краматорская. Начало XX в. РГИА

Отчет правления Краматорского металлургического общества за 1898–1899 гг. СПб., 1900. РГИА
Отчет правления Краматорского металлургического общества за 1898–1899 гг. СПб., 1900. РГИА

Отчет правления Краматорского металлургического общества за 1912–1913 гг. Варшава, 1913. РГИА
Отчет правления Краматорского металлургического общества за 1912–1913 гг. Варшава, 1913. РГИА

Отчет правления Краматорского металлургического общества за 1912–1913 гг. Варшава, 1913. РГИА
Отчет правления Краматорского металлургического общества за 1912–1913 гг. Варшава, 1913. РГИА

Схема устройства телеграфа на ст. Краматорская Изюмского уезда Харьковской губернии. РГИА
Схема устройства телеграфа на ст. Краматорская Изюмского уезда Харьковской губернии. РГИА


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11240 публикаций
Сайт: vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_5105
Поделиться:

Интересно:

Патриотизм и мода
12.06.2025 12:20 Интервью, мнения
Патриотизм и мода
Можно ли объединить эти смыслы и сделать их взаимно востребованными? Дизайнерский дом «Misha'Le» однозначно отвечает «Да»! Коллекция «Триколор», созданная в марте этого года дизайнером Еленой Мишаковой, уже в мае была полностью распродана клиентам бренда. Коллекция «Триколор» объединяет современные тенденции моды с элементами российского флага, символизируя единство и силу нашей страны. Каждая деталь одежды выполнена с особой тщательностью, отражая индивидуальность и характер владельца. Основные особенности коллекции:- Креативный стиль. Одежда подходит для всех возрастов как для повседневной носки, так и для особых случаев;- Уникальные материалы. Используются высококачественные ткани, обеспечивающие комфорт, удобство и долговечность;- Элементы дизайна включают элементы российского триколора, такие как полосы белого, синего и красного цветов. Коллекция «Триколор» привлекает внимание...
Как проходили проводы на военную службу у кубанцев и донцов
10.06.2025 16:05 Интервью, мнения
Как проходили проводы на военную службу у кубанцев и донцов
Сейчас фольклористы и этнографы из Волгограда работают над съемками масштабного историко-документального фильма о казачьих традициях. Команда проекта пытается детально воссоздать обряд проводов донского казака на военную службу. Фильм получил рабочее название "Проводы казака на службу в станице Луганской". О том, как традиционно провожали на воинскую службу и на войну казаков Дона и Кубани, рассказали заведующий научно-исследовательским центром традиционной культуры ГБНТУК КК "Кубанский казачий хор" кандидат искусствоведения Василий Воронин и ведущий российский исследователь истории и культуры казачества, доктор философских наук, профессор, научный сотрудник лаборатории истории и культуры российского казачества Южного федерального университета Андрей Яровой. — Как выглядел традиционный обряд проводов казака на военную службу? Была ли у него единая структура? В.Воронин: У кубанских...
Московская ассоциация предпринимателей: диалог с властью
07.06.2025 11:41 Аналитика
Московская ассоциация предпринимателей: диалог с властью
Влияние предпринимательского сообщества на формирование экономической политики. Детальный анализ и результаты конструктивного диалога. Московская ассоциация предпринимателей (МАП) выражает глубокое удовлетворение результатами продолжительного и конструктивного диалога с ключевыми федеральными органами власти по вопросам денежно-кредитной политики. Всесторонняя аналитическая работа и последовательные обращения, в подготовке и представлении которых активно участвовали Президент МАП Андрей Евгеньевич Поденок, Вице-президент МАП Дмитрий Александрович Минаков, Советник президента МАП, академик РАЕН Андрианов Константин Николаевич, представители Комитета по финансовой политике и банковскому делу МАП, Вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров (экосистема МАП) Артур Дмитриевич Леер и Председатель Экспертного совета МАП Кривошеин Николай Викторович, позволили существенно усилить учет...
30 лет Госкомитету по поддержке и развитию малого предпринимательства
06.06.2025 12:14 Персоны
30 лет Госкомитету по поддержке и развитию малого предпринимательства
30 лет назад, 6 июня 1995 года, был подписан Указ Президента Российской Федерации о создании Государственного комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства. Председателем комитета был назначен Прохоров Вячеслав Александрович. В то время первым регионом, понимавшим значение развития малого бизнеса для страны и активно поддержавшим этот процесс, стала Москва во главе с Мэром Москвы Лужковым Юрием Михайловичем.Прошло совсем немного времени, и в Москве впервые в стране был создан Общественно-экспертный совет по малому предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы который возглавил Иоффе Алекндр Давидович. Совет, без согласования с которым не принималось ни одно городское решение, затрагивающее интересы предпринимателей, на долгие годы стал защитой и опорой маглого бизнеса столицы. Московская ассоциация предпринимателей (МАП) была разработчиком...
Нянины сказки, варенье и любовь. Что радовало Александра Пушкина
06.06.2025 10:40 Персоны
Нянины сказки, варенье и любовь. Что радовало Александра Пушкина
6 июня исполняется 226 лет со дня рождения Александра Пушкина. Поэт умел радоваться простым вещам: вкусной еде, увлекательному чтению, разнообразным поездкам. Рассказываем, в чем еще Пушкин находил отраду и что особенно сильно его волновало, кроме творчества и повседневных дел. Хорошие стихи «Признаюсь, что одна только надежда получить из Москвы русские стихи Шапеля и Буало могла победить благословенную мою леность. Так и быть; уж не пеняйте, если письмо мое заставит зевать ваше пиитическое сиятельство; сами виноваты; зачем дразнить было несчастного царскосельского пустынника, которого уж и без того дергает бешеный демон бумагомарания» (из письма от 27 марта 1816 года). Александр Пушкин любил проводить время за чтением сочинений князя Петра Вяземского — одного из своих самых близких...